Миру нужен ты!

Может быть, вы слышали эту шутку об обучении детей: молодые родители спрашивают у доктора:

"- Скажите, а с какого возраста нам заниматься развитием нашего ребенка?
- А сколько ему сейчас?
- Полгода.
- Вы опоздали ровно на 6 месяцев."

Раннее развитие ребенка - горячий источник тревог и споров современных мам и пап. Отзвуки родительских баталий дымятся над детскими песочницами, накаляют атмосферу детских поликлиник и подогревают бюджеты детских центров развития. Так что такое "раннее развитие", когда ему быть, нужно ли оно? Для кого оно существует: для самых маленьких, для малышей 2-3 лет, для детей-дошкольников? Когда же, в самом деле, имеет смысл начинать обучение детей? И кому больше нужны детские занятия, развивающие программы и методики, - все это развивающее обучение, детям или их родителям - для собственного успокоения?

О развитии детей возраста 6 месяцев вы услышите, что оно протекает нормально, если малыш реагирует на свое имя, лепечет, пытается пить из чашки. О развитии детей до года судят по тому, начал ли ребенок ходить, узнает ли знакомых по фотографиям, понимает ли он простые просьбы, прислушивается ли к волшебному "нельзя!". О развитии детей двух лет - по тому, может ли он порадовать маму чтением стихов вслух (разумеется, небольших), играет ли в сценарные игры, оперирует ли двумя и более сотнями слов. А затем наступает знаменитый "кризис трех лет" - время самостоятельности и общения со сверстниками, время бесконечных "почему?" и "я сам, я все могу!".

Вот тогда-то становится особенно актуальным вопрос об обучении детей. Не буду рассказывать о многочисленных методиках развивающего обучения, о Монтессори-педагогике, Вальдорфских школах, книгах Глена Домана, системе Никитиных, кубиках и математике Зайцева, - пытливый родитель вполне может ознакомиться с ними и другими развивающими программами в сетях Интернета. Отметим несколько важных моментов:

  • Раннее развитие - это не развитие как у Маши, которая уже умеет читать и не как у Васи, который уже знает английский.
    Во-первых, ваш ребенок уникален. Во-вторых, мы с вами не знаем, какой именно степенью сколиоза отзовется Маше неподвижное сидение над книгами, и какими именно логопедическими проблемами наградит ранний английский ребенка-билингву Васю. Не было на этой земле никакого "бэби Эйнштейна" или "бэби Шекспира". Детьми великие были просто детьми, уникальными и одновременно обычными как все дети. Сравненья - зло!
  • Нет универсальной методики, подходящей каждому малышу.
    Более того, многие из них противоречат друг другу. Какие детские занятия подойдут вашему ребенку - решать вам, родителям, а не умному дяде или тете из центра детского развития.
  • Обучение детей в группах, под руководством опытных педагогов - это хорошо и полезно.
    Но не ждите чудес, невероятных результатов. Просто радуйтесь своему малышу, и тому, что ему интересно. Занимаясь с ребенком, вы сделаете его более активным, любознательным, интересующимся этим миром, чем он был бы, если бы с ним не занимались. Но нет такой волшебной методики, которая позволила бы перешагнуть врожденный порог способностей, создать талант там, где его нет, породить гениальность там, где она не заложена природой.
  • Учитывайте, что раннее развитие ребенка не означает успешной подготовки к школе.
    И даже наоборот. Школа - социальный институт, "монастырь со своим уставом", где ценятся послушность, исполнительность и усидчивость. Все это не приветствуют почти все авторы методик детского развития. Недаром среди педагогов бытует мнение, что "у одаренных детей вечно тройки".
  • Не ждите, что чудо-игрушка, умная книжка, развивающая программа, очередная чудесная методика избавят вас от необходимости лично, эмоционально вкладываться в своего малыша.
    Это только вспомогательные материалы для занятий с ребенком, а главным было и остается ваше с ним общение.
  • Игра важней науки!
    В отечественной педагогике давно известно такое определение как "ведущая деятельность". Всё дошкольное развитие детей - игра, она - самое важное. Маленький ребенок хочет, может и должен играть. И научить его чему-нибудь можно только через игру. И при условии, что эта игра ему нравится.
  • И, наконец, вопрос: кому нужно раннее развитие ребенка?
    Ему или вам, чтобы чувствовать себя полноценным родителем? Не подтверждаете ли вы таким способом свою родительскую состоятельность?

При выборе развивающей методики положитесь на свою интуицию. Никто не знает вашего малыша лучше вас. Следуйте за ним: он сам выберет и покажет, что ему интересно. С вас - возможности этого выбора, обеспечение разнообразия окружающей среды, возможность видеть, слышать, прикасаться к самым разным вещам. С него - жить и радоваться. Всем вместе помнить буддийскую мудрость: "миру не нужен еще один Иисус или Будда (Эйнштейн, Шекспир, Моцарт, - добавляю я). МИРУ НУЖЕН ТЫ"

Об авторе

Травкова Марина

кандидат психологических наук
e-mail: psy@mishel.ru